Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 83

Репетиция поведения

Репетиция поведенияПеред каждой пресс-конференцией президент США встречается со своим пресс-секретарем и политическими советниками. Они задают президенту вопросы обо всем: от национального бюджета до внешней политики — те самые вопросы, которые, как ожидается, будут заданы президенту на пресс-конференции.

Таким образом президент отрабатывает ответы на возможные вопросы. Это помогает ему «выстоять» под натиском репортеров.

Так поступали в свое время президенты Трумэн, Кеннеди, Джонсон, Никсон, Форд. Неосознанно они проводили репетицию своего поведения, а это одна из наиболее успешных методик АТ.

Репетиция поведения (ролевая игра) является обучающим процессом, в ходе которого люди, имеющие проблемы в социальном либо межличностном общении, получают образец эффективного альтернативного поведения. В ней задействованы такие процедуры, как отработка ответных реакций, моделирование и успокоение.

Репетиция поведения помогает скорректировать «дефицит ответа». Из-за того, что человек так и не умеет ассертивно реагировать, он и действует неассертивно. Обучение проходит в три этапа: 1) обучить человека ассертивно реагировать; 2) попрактиковаться в этом; 3) применить знание в жизненной ситуации.

Ролевая игра имитирует реальность без присущего реальности риска. Ролевая игра позволяет человеку самому найти ту форму реагирования, которая его устраивает; попрактиковаться в ней, пока к нему не придет ощущение комфорта. Эта форма реагирования на ситуацию становится его частью. По результатам эксперимента, проведенного доктором Филипом Х.Фридманом из Темпльского университета, даже восемь—десять минут ролевой игры могут произвести в психологии человека большие изменения, и эти изменения закрепляются.

Как же именно психотерапевт использует репетицию поведения для АТ?

Он определяет тип поведения, который нуждается в отработке. Проигрывается множество ситуаций, например, разговор с шефом о повышении по службе или приглашение девушки. Манера общения с другом, начальником, продавцом, умение рассказывать анекдоты.

Человек должен посвятить терапевта во все тонкости своей проблемы, чтобы тот смог сыграть роль партнера. Затем терапевт обрисовывает ситуацию в немного упрощенной форме, которая должна напоминать эпизод из жизни человека. И они оба вовлекаются в эту ситуацию.  

После сыгранной сцены терапевт инструктирует человека, отмечая удачи и недостатки «представления», объясняя, как можно улучшить стиль поведения и более эффективно выразить себя. Инструкции могут быть такими: «Говори прямо, открыто» ... «Пользуйся «языком чувств» ...» «Говори честно» ... «Выпрямись, чтобы не выглядеть таким понурым и вялым». Они вместе отрабатывают некоторые ключевые фразы.

Доктор Стивен Фишмен и Бэрри Либеткин из Нью-Йоркского института терапии поведения лечили застенчивую, пассивную двадцатитрехлетнюю студентку-медика. Ее проблема состояла в том, что она боялась осматривать пациента. Доктор Либеткин рассказывал: «На занятиях в ролевой игре мы с ней проделали все врачебные функции, кроме осмотра реального пациента. Я играл разных пациентов: от сварливых пожилых женщин до раздраженных зрелых мужчин. Я учил ее смотреть пациенту прямо в глаза, контролировать свой голос (она говорила шепотом), улучшать свои манеры. Я учил ее не становиться в позу жертвы (она начинала свой «обход» на репетиции неуместными словами: «Я пока только на практике»). Постепенно она становилась более уверенной в себе и в конце концов начала применять свои навыки на работе в госпитале».

После инструктажа и тренировки человек повторяет сцену в ролевой игре, и обычно — с некоторым улучшением. Терапевт делает акцент на успехи человека и может дать дальнейшие наставления.

Чтобы помочь человеку в его ассертивной роли, терапевт может смоделировать желательное поведение. В этом случае они меняются ролями. Теперь психотерапевт играет терзаемого проблемами человека, а клиент играет роль другого человека. Терапевт демонстрирует действия, которые только что обсуждались, не только показывает, что должен делать клиент, но и привлекает внимание к тому, что он сам сделал: «Заметили ли вы, в какой позе я стоял?» или: «Говоря это, я был вежлив, но отстаивал свои права — отметьте это».

Затем они меняются ролями. Клиент вновь играет самого себя и пытается следовать модели, которую обрисовал врач. Результат будет лучше, если психотерапевт похвалит усилия клиента. Помните: клиент должен выработать свой собственный стиль, а не просто копировать поведение врача.

Первая репетиция поведения может показать, что проблема, поставленная перед клиентом, слишком трудна для него: вызывает слишком большое волнение и требует от него сверхусилий. Или она может показать, что клиент в лабораторных условиях справляется со своей задачей, но перенести ее выполнение в жизненные ситуации он не способен.

В таких случаях мы применяем иерархический подход, начиная с ситуаций или поведения, которые легко осуществимы, и постепенно их усложняя. Этот подход включает контакт с людьми, задания, интенсивность обучения.

Контакт с людьми. Представьте, что главная задача — научиться отказывать людям, и что труднее всего для клиента сделать это в отношении своей тещи. Сначала стоит провести репетицию отказа в отношении своего друга, которого клиент не боится. Затем — в отношении коллеги, что немного труднее. Так «шаг за шагом» мы достигаем разрешения проблемы с тещей. Но, конечно, к каждому пациенту необходим индивидуальный подход. То, что трудно для одного — может оказаться легким для другого.

Задания. Некоторые задания легче сделать, чем другие. Это — второй тип иерархии. Клиенту может показаться весьма несложным отчитать тещу за то, что та дала детям слишком много конфет. Но труднее покажется упрекнуть ее в том, что она ссорится с собственной дочерью. И он даже не осмелится остановить ее постоянные нападки на себя самого. В таком случае мы каждый случай рассматриваем и обыгрываем в иерархической последовательности.

Интенсивность. Мы также применяем иерархический подход в обучении выражению своих чувств. Клиента, у которого сложности в выражении гнева, мы помогаем перейти от вялого «мне это не нравится» к той стадии, когда он сможет выразить полноценный спонтанный гнев.

Клиент выбирает тот тип поведения, который он сочтет нужным в данной ситуации, отрабатывает его на занятиях, чтобы успешнее использовать его и в жизни.

Обратная связь — заключительный этап в репетиции поведения.

Успехи, частичные успехи или неудачи клиентов в жизни определяют жизнеспособность методики. Часто одна проблема поднимает другую, и психотерапевт переключается на совершенно иную область.

Рекомендуем:

Прием БАДов во время беременности

Прием БАДов во время беременности

Наверное, нет сейчас ни одного человека, который бы не слы...

34 неделя беременности фото

34 неделя беременности фото

На 34 неделе беременности женщина все больше чувствует себ...

Как побороть нервозность и стать нормальной

Как побороть нервозность и стать нормальной

Человеку хочется жить с достоинством и реализовать себя. Н...

Фото 13 недели беременности

Фото 13 недели беременности

Поздравляем! Вы и Ваш малыш завершили первый триместр бере...

Опрос

Вам удается придерживаться правильного рациона?

Да, конечно! - 20%
Иногда - 60%
Нет, у меня не получается... - 20%
Зачем мне это? - 0%

Результаты: 5

Последние комментарии: