Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 83

Репетиция поведения

Репетиция поведенияПеред каждой пресс-конференцией президент США встречается со своим пресс-секретарем и политическими советниками. Они задают президенту вопросы обо всем: от национального бюджета до внешней политики — те самые вопросы, которые, как ожидается, будут заданы президенту на пресс-конференции.

Таким образом президент отрабатывает ответы на возможные вопросы. Это помогает ему «выстоять» под натиском репортеров.

Так поступали в свое время президенты Трумэн, Кеннеди, Джонсон, Никсон, Форд. Неосознанно они проводили репетицию своего поведения, а это одна из наиболее успешных методик АТ.

Репетиция поведения (ролевая игра) является обучающим процессом, в ходе которого люди, имеющие проблемы в социальном либо межличностном общении, получают образец эффективного альтернативного поведения. В ней задействованы такие процедуры, как отработка ответных реакций, моделирование и успокоение.

Репетиция поведения помогает скорректировать «дефицит ответа». Из-за того, что человек так и не умеет ассертивно реагировать, он и действует неассертивно. Обучение проходит в три этапа: 1) обучить человека ассертивно реагировать; 2) попрактиковаться в этом; 3) применить знание в жизненной ситуации.

Ролевая игра имитирует реальность без присущего реальности риска. Ролевая игра позволяет человеку самому найти ту форму реагирования, которая его устраивает; попрактиковаться в ней, пока к нему не придет ощущение комфорта. Эта форма реагирования на ситуацию становится его частью. По результатам эксперимента, проведенного доктором Филипом Х.Фридманом из Темпльского университета, даже восемь—десять минут ролевой игры могут произвести в психологии человека большие изменения, и эти изменения закрепляются.

Как же именно психотерапевт использует репетицию поведения для АТ?

Он определяет тип поведения, который нуждается в отработке. Проигрывается множество ситуаций, например, разговор с шефом о повышении по службе или приглашение девушки. Манера общения с другом, начальником, продавцом, умение рассказывать анекдоты.

Человек должен посвятить терапевта во все тонкости своей проблемы, чтобы тот смог сыграть роль партнера. Затем терапевт обрисовывает ситуацию в немного упрощенной форме, которая должна напоминать эпизод из жизни человека. И они оба вовлекаются в эту ситуацию.  

После сыгранной сцены терапевт инструктирует человека, отмечая удачи и недостатки «представления», объясняя, как можно улучшить стиль поведения и более эффективно выразить себя. Инструкции могут быть такими: «Говори прямо, открыто» ... «Пользуйся «языком чувств» ...» «Говори честно» ... «Выпрямись, чтобы не выглядеть таким понурым и вялым». Они вместе отрабатывают некоторые ключевые фразы.

Доктор Стивен Фишмен и Бэрри Либеткин из Нью-Йоркского института терапии поведения лечили застенчивую, пассивную двадцатитрехлетнюю студентку-медика. Ее проблема состояла в том, что она боялась осматривать пациента. Доктор Либеткин рассказывал: «На занятиях в ролевой игре мы с ней проделали все врачебные функции, кроме осмотра реального пациента. Я играл разных пациентов: от сварливых пожилых женщин до раздраженных зрелых мужчин. Я учил ее смотреть пациенту прямо в глаза, контролировать свой голос (она говорила шепотом), улучшать свои манеры. Я учил ее не становиться в позу жертвы (она начинала свой «обход» на репетиции неуместными словами: «Я пока только на практике»). Постепенно она становилась более уверенной в себе и в конце концов начала применять свои навыки на работе в госпитале».

После инструктажа и тренировки человек повторяет сцену в ролевой игре, и обычно — с некоторым улучшением. Терапевт делает акцент на успехи человека и может дать дальнейшие наставления.

Чтобы помочь человеку в его ассертивной роли, терапевт может смоделировать желательное поведение. В этом случае они меняются ролями. Теперь психотерапевт играет терзаемого проблемами человека, а клиент играет роль другого человека. Терапевт демонстрирует действия, которые только что обсуждались, не только показывает, что должен делать клиент, но и привлекает внимание к тому, что он сам сделал: «Заметили ли вы, в какой позе я стоял?» или: «Говоря это, я был вежлив, но отстаивал свои права — отметьте это».

Затем они меняются ролями. Клиент вновь играет самого себя и пытается следовать модели, которую обрисовал врач. Результат будет лучше, если психотерапевт похвалит усилия клиента. Помните: клиент должен выработать свой собственный стиль, а не просто копировать поведение врача.

Первая репетиция поведения может показать, что проблема, поставленная перед клиентом, слишком трудна для него: вызывает слишком большое волнение и требует от него сверхусилий. Или она может показать, что клиент в лабораторных условиях справляется со своей задачей, но перенести ее выполнение в жизненные ситуации он не способен.

В таких случаях мы применяем иерархический подход, начиная с ситуаций или поведения, которые легко осуществимы, и постепенно их усложняя. Этот подход включает контакт с людьми, задания, интенсивность обучения.

Контакт с людьми. Представьте, что главная задача — научиться отказывать людям, и что труднее всего для клиента сделать это в отношении своей тещи. Сначала стоит провести репетицию отказа в отношении своего друга, которого клиент не боится. Затем — в отношении коллеги, что немного труднее. Так «шаг за шагом» мы достигаем разрешения проблемы с тещей. Но, конечно, к каждому пациенту необходим индивидуальный подход. То, что трудно для одного — может оказаться легким для другого.

Задания. Некоторые задания легче сделать, чем другие. Это — второй тип иерархии. Клиенту может показаться весьма несложным отчитать тещу за то, что та дала детям слишком много конфет. Но труднее покажется упрекнуть ее в том, что она ссорится с собственной дочерью. И он даже не осмелится остановить ее постоянные нападки на себя самого. В таком случае мы каждый случай рассматриваем и обыгрываем в иерархической последовательности.

Интенсивность. Мы также применяем иерархический подход в обучении выражению своих чувств. Клиента, у которого сложности в выражении гнева, мы помогаем перейти от вялого «мне это не нравится» к той стадии, когда он сможет выразить полноценный спонтанный гнев.

Клиент выбирает тот тип поведения, который он сочтет нужным в данной ситуации, отрабатывает его на занятиях, чтобы успешнее использовать его и в жизни.

Обратная связь — заключительный этап в репетиции поведения.

Успехи, частичные успехи или неудачи клиентов в жизни определяют жизнеспособность методики. Часто одна проблема поднимает другую, и психотерапевт переключается на совершенно иную область.

Рекомендуем:

Рассчитать срок родов

Рассчитать срок родов

Забеременев мы с таким трепетом ждем этой долгожданной дат...

Беременность после месячных

Беременность после месячных

Многие женщины пользуются календарными методами предохране...

Миома и беременность

Миома и беременность

Миома и беременность являются непростой проблемой и требуют...

Теория тренинга ассертивности

Теория тренинга ассертивности

Чтобы понять теоретическую базу тренинга ассертивности, не...

Опрос

Вам удается придерживаться правильного рациона?

Да, конечно! - 20%
Иногда - 60%
Нет, у меня не получается... - 20%
Зачем мне это? - 0%

Результаты: 5

Последние комментарии: