Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 83

Лабораторные упражнения по отработке поведения. Ассертивность

ассертивностьЦель: использовать ролевую игру для того, чтобы сформировать и отрепетировать поведение в проблемных ситуациях.


Чтобы оценить поведение клиента в ролевой игре, психотерапевты разделяют это поведение на две составные части: «содержательная» часть, которая касается того, что вы выражаете своим поведением, и «методическая» часть, связанная с тем, как вы это выражаете. Зачастую неассертивный способ выражения чувств может свести на нет ценное содержание.
Хотя главная задача — изменить поведение и решить связанную с ним проблему, у вас могут возникнуть затруднения из-за того, как оценить свою «репетицию» поведения. Поэтому предлагаются критерии оценки и оценочная шкала (разработанные на основе экспериментов, проведенных доктором Филипом Х.Фридманом из Темпльского университета, доктором Мишелем Херсоном, доктором Ричардом М. Эйслером, доктором Питером М. Миллером — из университета в Миссисипи).
Первая ступень. В вашей тетради для АТ выделите две страницы, наверху каждой поставьте заголовок «Проблема отработок поведения». Это будут те проблемы, которые вы избрали для ролевых игр: например, просьба о повышении по службе; отказ от еженедельного визита к теще по пятницам и т. д.
Вторая ступень. Начертите на каждой странице 4 колонки, озаглавленные соответственно: СОДЕРЖАНИЕ; ролевая игра № 1; ролевая игра № 2; ролевая игра № 3.

ПРОБЛЕМА ОТРАБОТОК ПОВЕДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ    Ролевая игра    Ролевая игра    Ролевая игра
                                     № 1                      № 2               № 3

Расчертите такие же колонки и на второй странице, только первую колонку озаглавьте «СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ».

Ступень третья. В колонке, озаглавленной «СОДЕРЖАНИЕ», ответьте на следующие вопросы:

а) Разработал ли я реальную проблему?
б) Решило ли мое поведение проблему?
в) Сообщил ли я то, что желал сообщить?
г) Удалось ли мне не быть уступчивым?
д) Потребовал ли я изменить поведение другого лица?

Ступень четвертая. В колонке «Способ выражения» ответьте на следующие вопросы:

а) Был ли мой голос достаточно твердым и громким?
б) Не говорил ли я слишком длинно и не слишком ли запутанно объяснял, может быть, беспричинно извинялся?

Альтернатива: был ли я прямолинеен в разговоре?
 Смог ли мой собеседник понять, что я сказал?
 Передал ли я голосом, выражением лица, жестами то, что чувствовал?

Ступень пятая. После каждой репетиции оцените самого себя по следующей шкале:
1 балл — совсем не достиг желаемого;
2 балла — немного;
3 балла — в некоторой степени достиг желаемого;
4 балла — в очень большой степени;
5 баллов — почти полностью достиг;
6 баллов — полностью достиг желаемого. Постарайтесь подняться от 1 балла до 5.

Ступень шестая. В ролевой игре старайтесь следовать основным правилам.
а) ситуации должны быть конкретными и простыми. Чрезмерная усложненность не помогает, а мешает;
б) используйте ситуации из реальной жизни. Это могут быть события, которые случились недавно, или события будущего (например, вы хотите попросить друга пойти вместе с вами к будущему работодателю);
в) дайте своему партнеру конкретные инструкции по роли, которую ему предстоит сыграть, и разыграйте с ним сцену длительностью от одной до пяти минут.

Игра должна быть максимально приближена к реальности.
г) начните с относительно легкой ситуации и постепенно усложняйте их, используя иерархический подход, который был описан ранее. Когда вы чувствуете и оценочная шкала показывает, что вы контролируете ситуацию, переходите к следующей. Так продолжайте до тех пор, пока не убедитесь, что справляетесь и с самой трудной ситуацией. Используйте иерархический подход только тогда, когда чувствуете, что ситуация слишком трудна для вас: либо в разыгрывании, либо в перенесении ее в реальную жизнь;
д) выявите стимулы, которые вызывают у вас наибольшие трудности (выражение лица, тон голоса, контекст разговора), и включите их в разыгрываемую сцену.

Ступень седьмая. Если партнера нет, используйте вместо него диктофон. Конечно, эта методика не столь гибкая, но и с ее помощью можно отработать реакции на определенные ситуации.
Ступень восьмая. Продолжайте играть, оценивать, обсуждать, пока не достигнете желаемых результатов. Используйте оценочную шкалу для того, чтобы не «деградировать» в поведении. Затем переходите к другой ситуации.
Ступень девятая. Важно найти такие жизненные ситуации, в которых возможно применить ваши наработанные навыки поведения.

Рекомендуем:

Первые шевеления при беременности

Первые шевеления при беременности

Первые шевеления при беременности, пожалуй, один из самых ...

Калькулятор веса при беременности

Калькулятор веса при беременности

Приходит время, когда возникает потребность употреблять в ...

Терапия поведения и тренинг ассертивности

Терапия поведения и тренинг ассертивности

В последние сто лет ученые провели множество экспери­менто...

Калькулятор срока беременности

Калькулятор срока беременности

С самого первого дня, как женщина узнала замечательную нов...

Опрос

Вам удается придерживаться правильного рациона?

Да, конечно! - 20%
Иногда - 60%
Нет, у меня не получается... - 20%
Зачем мне это? - 0%

Результаты: 5

Последние комментарии: