Лаборатория ассертивности

лаборатория ассертивности2Процесс обучения ассертивности сравним с обучением иностранному языку. Сначала вы учите слова, фразы, правила. И вот уже вы можете общаться с помощью «детского» вокабуляра — набора слов. Вы продолжаете обучение, пока не научитесь говорить достаточно бегло. И с приобретением новых навыков вы чувствуете себя свободным и придумывающим свое новое существование: вы овладели вторым языком.

Язык ассертивности требует знания объекта изучения, практики в принципах, ежедневного применения в жизни.

У множества людей существуют трудности в ассертивном поведении, и не только вследствие скрытых и давно забытых психических травм, но из-за:

1) постоянного «избегания» ассертивных ситуаций или

2) из-за того, что эти люди никогда не учились быть ассертивными личностями.

Для таких людей специалисты-психологи разработали программу специальных упражнений. Они включают в себя: обучение тому, как разработать свою программу целей и субцелей: поведенческие предписания (человеку, который боится назначать свидания, может быть дано задание пойти в бар и поговорить с двумя любыми незнакомцами); составление диалогов, имитирующих свободный разговор, для людей, которые испытывают трудности в общении; инструкцию о том, как отказать, если тебе не нравится обращенная к тебе просьба; ролевые игры для отработки поведенческих моментов (разыгрывание проблемных ситуаций).

Программа постановки целей

Из-за невежества или страха многие люди не имеют никаких планов действий по изменению неблагоприятной ситуации в своей жизни. Эбрахам Маслоу, ректор факультета психологии Брэндейского университета, писал: «Давайте вообразим себе жизнь как процесс постоянного выбора. Необходимо решать и выбирать постоянно. В каждой ситуации есть прогрессивный выбор и регрессивный выбор. Движение может быть сделано в направлении защиты, в направлении сохранения своей безопасности, в направлении испуга; но в любом направлении присутствует возможность роста. Чтобы выбрать рост — а не замыкание в своих страхах, нужно заставить себя активизироваться».

Когда вы не планируете направления в жизни, вы также делаете свой выбор: выбор не выбирать. Но у этого выбора скучные, а иногда и печальные последствия.

Чтобы стать ассертивной личностью, вы должны развивать в своей жизни цели.

Цели направляют. Без них у вас не будет в жизни смысла.

Тренинг ассертивности в направлении постановки целей предполагает четкую мотивацию в действии. Цели подгоняют, стимулируют. Наблюдая за бегом животных в лабиринте, отметили: чем ближе они к выходу, тем все более убыстряют свой бег. Когда вы путешествуете, то становитесь все более нетерпеливы, приближаясь к своей цели. Когда вы ставите цель, по мере приближения к ней вы получаете мотивацию для успеха.


Цели усиливают положительную оценку собственной личности. Достижение целей усиливает ваше желание достичь другие цели. В результате вы обретаете чувство движения и большую уверенность в самоценности.

Как ставить цели

1.    Постановка дальних целей

Спросите себя: «Какую жизнь я хотел бы вести?» Какой вы хотели бы видеть свою жизнь через десять лет? Возьмите в расчет свою семью, общественное положение, профессиональные цели, хобби. Не забудьте о своих фантазиях. Они часто могут помочь в достижении целей.

2.    Умейте выявить серию субцелей

Если вы избираете очень отдаленную цель и ставите ее без субцелей, вам не удается достичь прогресса — и вы отчаиваетесь. Но с субцелями вы не только сможете достичь прогресса; каждая достигнутая субцель дает вам ощущение выполненного и достигнутого этапа.

3. Выработайте свой желаемый моральный облик

Спросите себя: «Какой личностью я хотел бы быть?» Доктор Дороти Дж. Саскайнд, профессор психологии, считает, что «цели — это порождение позитивной жизненной позиции и усиленной самооценки».

—    Закройте глаза и представьте свой облик таким, каким вам хотелось бы, чтобы он был.

—    Сядьте и опишите подробно, каким типом личности вы хотели бы быть. Будьте конкретны. Включите в описание то, как вы хотели бы выглядеть, во что одеваться, как бы хотели разговаривать с людьми, предпочитаете ли быть интровертом или экстравертом.

—    Поработайте над описанным обликом. Составьте список черт, которые принадлежат личности, которой вы хотели бы быть. Расположите их в порядке убывания важности, чтобы знать, где можно дать себе «поблажку», а где — нет. Перечисляйте самые замечательные черты той желаемой личности, пока их не наберется восемь—десять.

—    Поработайте над своим фантазируемым обликом. Просмотрите список. Обладаете ли вы уже какими-то из этих черт? Действительно ли вы «уравновешены», «интеллектуальны», «общительны»? Если в настоящее время есть большой разрыв между тем, каковы вы сейчас и каким бы вы хотели стать, что вы можете сделать, чтобы достичь желаемого облика?

Может быть, что-то совершенно нереально? К примеру: вы мечтаете стать знаменитой актрисой, но у вас нет таланта. Или художником — но у вас нет способностей рисовать. Однако если в своем идеализированном облике вы видите себя образованным, уверенным в себе человеком — то каждый из нас может достичь этого.

4.    Знайте свои пределы

Сделайте свою цель реализацией своих способностей. Не ставьте перед собой задач, которые недостижимы. Так делают многие: это повод для ничего-не-делания, поскольку цель недостижима, и это ясно. Курт Голдштейн, известный нейропсихиатр, сказал, что лишь осознавая пределы своих возможностей, вы можете состояться как личность. Он писал: «Личность психически здорова, когда достигает состояния адекватности требований способностям, соответствующим своей индивидуальности».

Как определить пределы своих возможностей?

Необходимо понять, что невозможно быть всем одновременно. Эпоха Возрождения с ее титанами прошла. Вы должны разработать приоритеты, а с некоторыми целями нужно расстаться.

Принимайте свои ограничения в силу возраста и способностей. В пятьдесят лет вы еще сможете научиться играть на пианино для собственного удовольствия, но как бы ни были велики ваши таланты пианиста, для карьеры это уже поздно. Если у вас нет координации движений, вам не стать чемпионом по теннису, но играть «для себя» вы сможете.

Люди более старшего возраста должны осознавать свои пределы, но это не значит, что не нужно ставить целей. Вдова, которая в течение тридцати пяти лет была женой адвоката, пришла с жалобой: «Мне шестьдесят лет. Я никому не нужна, я ничто. Муж умер, дети разлетелись, у всех свои семьи. Я чувствую, что жизнь моя кончена». Но я узнал, что еще до замужества она получила степень магистра психологии и некоторое время работала в системе благотворительности. Учитывая это, была разработана цель: стать консультантом по семейным вопросам. В шестьдесят один год она поступила на двухгодичные курсы, а теперь заканчивает первый год обучения. Учебная дисциплина развеяла ее тоску и опасения, и ей нравится, по ее словам, «что она вернулась в школу».

5.    В связи с тем, что цели и действия изменяют вас, долговременная цель, намеченная вами, также может измениться

Нет ничего неизменного. В особенности в постановке целей. Иногда изменение касается постепенного угасания ваших желаний, и вы даже сами не осознаете этого; в других случаях это обусловлено обстоятельствами и вызывает в вас тревогу. Опасная ситуация возникает:

а) когда у вас нет долговременной цели — а значит, нет ощущения движения;

б) когда вы направляете свои усилия на достижение той долговременной цели, которая уже больше не желанна и не подходит вам.

Рекомендуем:

Враги похудения

Враги похудения

Похудеть – это мечта чуть ли не каждой второй представител...

Искусство перевоплощения или как сделать друга сво…

Искусство перевоплощения или как сделать друга своим бой-френдом

Представим себе довольно распространенную ситуацию, когда де...

Ранние сроки беременности пособие 2013

Ранние сроки беременности пособие 2013

Ранние сроки беременности характеризуются определенными си...

Могут идти месячные при беременности

Могут идти месячные при беременности

Как известно, отсутствие месячных у здоровой женщины являе...

Опрос

Вам удается придерживаться правильного рациона?

Да, конечно! - 20%
Иногда - 60%
Нет, у меня не получается... - 20%
Зачем мне это? - 0%

Результаты: 5

Последние комментарии: